|
УкрНкаСПб -
Творчество: Геннадий Подоляко - РЕЗЧИК по велению души | |
|
|
Геннадий Подоляко
Резные иконы, выполненные Геннадием Подоляко, не спутаешь ни с какими другими, настолько они необычны и выразительны. Несмотря на то, что автор этих работ не имеет специального среднего образования, природный вкус и какая-то почти детская, наивно чистая жажда создавать красоту, причем красоту духовную, молитвенную, заставляет подумать о том, что перед нами – настоящий народный мастер, самородок.
В древнейшие времена дерево было таким любимым и привычным материалом, что из него изготовляли и возводили почти все – крепостные и дворцовые сооружения, жилища. З него делали множество обычных предметов: мебель, орудия труда, посуду, транспортные средства, детские игрушки. Не могли обходиться крестьяне и без деревянных кадок, дежей для теста, ковшиков, чашек, ложек, хлебниц и многого другого.
Сегодня большинство образцов этих изделий чаще всего можно увидеть в музейных экспозициях или солидных толстых альбомах по древнему русскому искусству. Старинные резные иконы там можно увидеть тоже, хотя встречаются они довольно редко. В основном, резные иконы характерны для русского Севера – в Архангельской, Вологодской областях, в Карелии. Есть интересные примеры резных икон и на Урале. Причем, использовалось для их изготовления не только дерево, но и мягкие породы камней. Вероятнее всего, древнее иконописное, можно сказать по аналогии, иконорезное искусство возникло у казаков, которым часто приходилось переносить тяготы походной жизни. Если большую икону, написанную водными красками, можно было легко нечаянно повредить в походе или в сражении, то маленькие резные иконки сохранялись хорошо даже в походе, на поле боя. А некоторые можно было прикреплять прямо на грудь, под одежду – тогда и в духовном, и в прямом смысле слова образ святого, Господа или Матери Божией оберегал казака в битве с недругами Отечества. Не случайно география распространения искусства резных икон просматривается именно в местах существования казачьих поселений, станиц.
Конечно, некоторым современным зрителям может показаться странным – при наличии множества полиграфически красиво, ярко выполненных бумажных красочных икон, при все более активном овладении художниками техникой традиционной иконописи Геннадий Подоляко стал создавать целую галерею образов угодников Божиих.
Резная икона св. Николая Чудотворца. Работа Г.А.Подоляко
Он никогда и не планировал в своей жизни столь серьезного занятия – изготовления резных икон. Скорее всего, с ним произошло именно чудо Божие. А началось оно внешне очень просто – Геннадий стал подвизаться как паломник и трудник в ставропигиальном Валаамском монастыре, красота которого и молитвенный строгий уклад монастырского бытия привлекает многих художественно одаренных людей. И вот, по его рассказам, после работы в Предтеченском скиту
Словно кто-то стал внушать ему – резать из оставшихся от строительства келий досок иконы. Геннадий испросил благословения у иеромонаха, совету которого доверял, видя и его творческое горение в монастырском делании, а потом так увлекся, что до сих пор продолжает создавать образы святых. Душа просит.
Cвятая Ксения Петербургская. Работа Г.А.Подоляко
Его иконы никак не назовешь списками, это именно оригинальные работы, которые созданы, конечно, с образов уже утвержденных в церковной иконографии. Однако необычные лики созданных им святых, словно приглашают нас подумать – а какими же людьми были угодники Божии? Кажется, что он, из иконописных канонов буквально достает тот объем и ту правду, до которой не досягают ставшие уже привычными, а потому почти не ощущаемыми нами как художественные образы лики живших до нас людей, прославившихся христианскими подвигами веры и особенным благочестием.
Конечно, хотелось бы, чтобы его труд нашел применение в строящихся храмах, монастырях, но и сейчас можно радоваться его искусству, молиться перед созданными им иконами, если они вызывают такое желание. А молиться, конечно, можно на любом месте – и в доме, и в храме, и на православной выставке.
Икона Божией Матери. Работа Г.А.Подоляко
- В не отремонтированном храме на Валааме стоял такой чудесный иконостас, - рассказывает Геннадий, - что я просто не мог не увлечься этим творчеством. Было это лет двенадцать тому назад.
Сегодня у него уже выполнено около ста икон, которые он, в основном, дарит друзьям. О серьезных заказах приходится больше пока мечтать, но в храм в честь святой Троицы, что возрождается неподалеку от его дачи, в Волховском районе Ленинградской области, он сделал по просьбе настоятеля замечательный резной киот, аналой. Вместе с другими членами творческой группы «Очаг» Геннадий Подоляко вот уже пять лет участвует во вполне солидных выставках. И неизменно получает благодарные отзывы своих зрителей, доброжелательные советы профессиональных мастеров-скульпторов, высокие оценки искусствоведов.
Хочется пожелать ему успехов в творчестве и в личной художнической судьбе. Ведь художник не только создает что-то сам. Выставки, встречи со зрителями помогают расти, узнавать подлинную оценку своего труда, хотя, конечно, говоря словами Александра Сергеевича Пушкина, «ты сам – свой высший суд». И в этом смысле Геннадий Подоляко постоянно требовательно, строго относится к своему творчеству. Пусть же резцы Геннадия, которые он уверенно взял после вдохновившего его на Валааме Предтеченского скита и до сих пор не выпускает из своих рук, всегда будут остры, отточены, а сердце исполнено горячей любовью. - Ко всему святому, доброму, подлинно прекрасному, что есть и в этом, земном, и в том мире, высоты которого души благочестивых, верующих людей достигают уже после окончания земных странствий и трудов.
Резной крест. Работа Г.А.Подоляко
Храни тебя Господь, дорогой наш коллега и друг! Помощи Божьей и человеческой – во всех твоих добрых христианских делах и трудах, творческих свершениях!
* * *
Елена Владимировна Захарченко,
руководитель творческой группы «Очаг»,
член Союза художников России и Международной ассоциации искусствоведов.
|
|
|